Интервью Евгения Пакерманова "Эксперту Юг"

Понедельник, 24 февраля 2014

Некогда крупнейшее в Восточной Европе предприятие тяжёлого энергетического машиностроения — волгодонский завод «Атоммаш» (ныне — филиал ЗАО «АЭМ-технологии», входящего в состав машиностроительного дивизиона корпорации «Росатом» — ОАО «Атомэнергомаш») начинает выпуск технологического оборудования для Ростовской АЭС. О возобновлении сотрудничества с атомной отраслью, прерванного после аварии на Чернобыльской АЭС и развала СССР, в интервью «Эксперту ЮГ» рассказал генеральный директор «АЭМ-технологий» Евгений Пакерманов.


— Какова сегодня ситуация на рынке атомного оборудования? Как на него повлияла авария на Фукусимской АЭС в Японии?

— В конце прошлого века на мировом рынке наблюдалась заметная стагнация, затем наступил ренессанс атомной энергетики и многие страны стали строить новые АЭС. События на Фукусимской АЭС привели к тому, что были приняты дополнительные, очень серьёзные меры по повышению безопасности атомных станций. Например, российская атомная отрасль предложила ещё на стадии строительства АЭС устанавливать под реактором устройство локализации расплава массой свыше 700 тонн, которое в дальнейшем при эксплуатации АЭС исключит возможность выхода радиоактивности за пределы защитной оболочки даже при самой тяжёлой аварии, как это произошло в Японии. Кстати, сегодня это уникальное изделие производит именно наше предприятие.

В последние годы многие страны — Китай, Индия, Белоруссия, Турция, Финляндия и другие — вновь активизировали строительство новых АЭС, поэтому спрос на оборудование для атомных станций заметно увеличился. Активно строятся АЭС и в России, так что сегодня мы рассчитываем на получение новых заказов.

— Волгодонский «Атоммаш» впервые после более чем 20-летнего перерыва возобновил производство профильного оборудования. В каком состоянии находятся технологическое оборудование завода и кадры?

— В середине 2012 года, когда «АЭМ-технологии» приняли завод в оперативное управление, предприятие находилось в очень непростом положении: не хватало заказов для загрузки производства, задержка заработной платы составляла несколько месяцев. Во второй половине 2012 года эта задолженность была полностью погашена, с тех пор наши сотрудники стабильно получают зарплату. Сегодня по сравнению с 2012 годом она выросла более чем на 30 процентов и составляет в среднем 32 тысячи рублей. Выручка в том же году достигла 1,8 миллиарда рублей, в 2013 году — 3 миллиардов рублей, в нынешнем году ожидается её дальнейший рост — до более чем 4 миллиардов рублей.

За последние два года машиностроительным дивизионом «Росатома» было инвестировано средств больше, чем за всё предыдущее десятилетие. Только в прошлом году в развитие производства было вложено порядка 500 миллионов рублей. На них мы приобрели различное сварочное, трубогибочное, лабораторное оборудование, механообрабатывающие станки. В 2014 году инвестиции ожидаются на таком же уровне.

Всё это позволяет нам создавать новые рабочие места, что очень важно как для Волгодонска, так и для региона в целом. Например, в этом году наши потребности в рабочих составляют 250–300 человек.

— То есть вам за эти полтора года удалось полностью восстановить выпуск оборудования для АЭС?

— По итогам работы в 2013 году можно смело сказать, что филиал полностью восстановил свой потенциал по выпуску атомного оборудования. Сегодня в Волгодонске на разных стадиях изготовления находятся реакторы, парогенераторы, корпуса главных циркулярных насосов, ловушки расплава, транспортно-технологическое оборудование для Балтийской, Нововоронежской, Ленинградской, Ростовской и Белорусской АЭС. В начале 2015 года мы должны завершить поставку комплекта парогенераторов для четвёртого энергоблока РоАЭС.

— Каковы конкурентные преимущества волгодонского завода на атомном рынке?

— «Атоммаш» изначально строился по продуктовому принципу: по одной технологической линии от участка обработки давлением с постепенным укрупнением до огромных стендов-кессонов для гидроиспытаний уже готовых собранных корпусов. Максимальное количество операций сосредоточено в корпусе номер один, что снижает логистические затраты. Кроме того, наша производственная и портовая инфраструктура позволяет отправлять заказчику оборудование в собранном виде. К примеру, транспортировка корпуса одного парогенератора составляет 50–100 миллионов рублей. Для одного блока АЭС их требуется четыре. Таким образом, в собранном виде экономия только по транспортировке достигает не менее 200 миллионов рублей.

Сегодня «Атоммаш» изготавливает парогенераторы для Ростовской АЭС 029_expertjug09.jpg Фото предоставлено компанией
Сегодня «Атоммаш» изготавливает парогенераторы для Ростовской АЭС
Фото предоставлено компанией
— Сейчас Россия активно участвует в проектах строительства зарубежных АЭС. Какие шансы, что это оборудование будет производиться в Волгодонске?

— Сегодня все крупные заказы размещаются на конкурентной основе. Но, учитывая показатели «цена — качество», у машиностроительного дивизиона «Росатома» есть серьёзные преимущества перед конкурентами. И поэтому мы сегодня успешно боремся за новые заказы. Как вы уже знаете, волгодонский филиал сейчас активно производит оборудование для Белорусской АЭС. В прошлом году отгрузили устройство локализации расплава для первого блока. Активно прорабатываем проекты по производству оборудования для АЭС в Турции и Финляндии, ожидаем и другие зарубежные заказы.

— Сложное высокотехнологичное оборудование в нынешнем машиностроении невозможно изготавливать без кооперации с другими предприятиями. С кем в партнёрстве сегодня работает ваш волгодонский филиал?

— Наша компания первой в России стала выпускать трубные узлы для главных циркуляционных трубопроводов из собственных материалов, не закупая их за границей. И это как раз хороший пример кооперации с другими предприятиями машиностроительного дивизиона. «Энергомашспецсталь» станет изготавливать заготовки, «Петрозаводскмаш» произведёт наплавку антикоррозийного слоя, волгодонский филиал будет осуществлять штамповку колен, а затем в Петрозаводске займутся изготовлением трубных узлов. Материаловедческое и технологическое сопровождение проекта осуществляет ЦНИИТМАШ, а ОКБ «Гидропресс» ведёт авторский надзор за изготовлением. Также серьёзная кооперация у нас сложилась с предприятиями дивизиона по созданию реактора нового поколения ВВЭР-ТОИ, по производству парогенераторов и в других важных отраслевых проектах.

— В Волгодонске активно развивается и производство нефтегазохимического оборудования. Какова рыночная потребность в этом сегменте?

— Для нас рынок оборудования для газонефтехимии — перспективный и стратегически важный. Это очень конкурентный сегмент, нам приходится соперничать как с российскими производителями, так и с зарубежными. И чтобы побеждать в этой борьбе, мы активно развиваемся и стремимся увеличить портфель заказов предприятия, в том числе и оборудованием для газонефтехимии. Сейчас ЗАО «АЭМ-технологии» сертифицируется по стандартам ASME, мы осваиваем новые продукты — шиберные задвижки и обратные клапаны для магистральных нефтепроводов. Уже к 2015 году годовой объём продаж этих новых продуктов может превысить 500 миллионов рублей. Успешно сотрудничаем и с нашими давними партнёрами — компаниями ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Танеко» и другими. В прошлом году успешно выполнили заказ ЛУКОЙЛа по поставке свай для нефтедобывающих платформ в Каспийском море. До конца 2014 года выполним заказ «Татнефти» на поставку теплообменного ёмкостного оборудования (более 900 тонн).