Новости Аэм

Интервью Владимира Кащенко Коммерсанту, 26 октября 2011 г.

Назад

В последний год «Атомэнергомаш» резко увеличил зарубежную активность: компания приобретает заводы за границей, создает СП с иностранцами. В чем цель?

Мы ставим перед собой амбициозную задачу -- увеличить объемы бизнеса в семь раз в ближайшие 20 лет. Постепенно войти в число ведущих мировых производителей и за два десятилетия нарастить масштаб бизнеса до $7-10 млрд. Сделать это можно за счет международной экспансии и постоянного развития новых продуктов. Мы видим для себя основу для подобного роста, как в заказе госкорпорации в сегменте атомной энергетики, так и в росте нашей доли рынка тепловой энергетики, газонефтехимии, в других секторах. На развитие данных направлений в перспективе будет направлено около двух третей наших инвестиций, при этом основная доля придется на атомный сегмент. Еще треть мы направим на дальнейшее органическое развитие, приобретение технологий и развитие существующих активов и компетенций.

Что нам дает международная экспансия? По сути, это означает, что мы минимизируем зависимость от цикличности конкретных рынков и при этом строим масштабный бизнес. Перефразируя Цезаря: лучше быть первым в Риме, чем вторым в деревне. До абсолютного первенства еще, конечно, очень далеко, но движемся стремительно.

В Индии мы уже, по сути, определились с партнером по локализации по атомному направлению, готовим необходимые документы для работы. Но идти на огромный индийский рынок с монопродуктовым предложением - означает как минимум упустить возможность заработать на развитии проектов в традиционной электроэнергетике, на сервисе электростанций, на разработке альтернативных источников. Это же невероятные возможности! Конечно, зайдя с проектом локализации, мы рассчитываем получить мультипликативный эффект, доступ к смежным секторам - это вспомогательное оборудование для генерации, в том числе угольной. В Индии, например, разрабатываются лигнитовые рудники - залежи бедного угля, для утилизации которого нужно специальное оборудование. Меня индийские партнеры спрашивают: и вы готовы их поставлять? Да, если будет заказ, готовы проектировать и производить в Индии.

Какие активы за рубежом интересуют?

В первую очередь мы смотрим на наличие в портфеле конкурентоспособных технологий и новых продуктов. Например, нам интересны компании, обладающие компетенцией по производству компонентов ветряных турбин, в том числе безредукторных. На данный момент это самая перспективная технология, на которую ориентируется ветроэнергетический рынок. Кроме того, использование безредукторных турбин в перспективе приведет к конкурентному снижению цены электроэнергии для потребителя. На самом деле мы уже сейчас готовы производить до 70% компонентов ветротурбин на наших мощностях.

Планируется ли создание зарубежных филиалов ваших российских предприятий?

Зарубежных филиалов у нас нет, есть сильные дочерние предприятия за рубежом, с высокой долей делегирования ответственности, которые в определенной степени являются базисом развития международных проектов холдинга. Эти активы приобретались не только с прицелом на рынок СНГ и России, они уже имеют репутацию на многих стратегических рынках «Росатома» в АТР, на Ближнем Востоке. Прекрасный пример - Чехия. Есть еще венгерский производитель насосного оборудования Ganz. По сути, мы выходим на формирование производственного кластера в Восточной Европе, который позволит расширить рынки сбыта, оптимизировать ценообразование. Но эти компании не являются каким-то обособленным бизнесом, они - часть глобальной технологической цепочки холдинга. Комплектные поставки для атомной станции - это сотни единиц номенклатуры. И все должно быть изготовлено, отгружено и смонтировано в срок - это как сборка часов, только ответственность на порядки выше.

Я могу вполне ответственно заявить, что сегодня монополии «Ижорских заводов» на производство этого оборудования больше не существует, «Росатом» как заказчик теперь имеет выбор. При этом хочу подчеркнуть, что независимо от того, российский это актив или зарубежный, в холдинге существуют единые стандарты управления проектами, активами, вводится единый фирменный стиль.

На какие средства будете покупать активы?

Поскольку мы являемся дивизионом «Росатома», основные средства мы получаем от него через «Атомэнергопром», в частности, по механизму кэш-пулинга (комплексное управление денежными потоками внутри группы. - «Ъ»). Это очень выгодно для нас, поскольку благодаря наличию свободных денежных средств у одних организаций «Атомэнергопром» имеет возможность финансировать наши программы по более выгодным ставкам. Конечно, это и рыночные средства, кредиты финансовых организаций под конкретные проекты.

Прибыльны ли активы за рубежом?

Да, прибыльны. Более того, если вы возьмете АРАКО, которую мы купили в 2007 году, у нее за четыре года в два-три раза увеличился объем выпускаемой номенклатуры, выручка выросла более чем вдвое, прибыль за три года - втрое, правда и люди стали зарабатывать больше, средняя зарплата специалистов увеличилась почти наполовину.

Какая доля портфеля заказов размещена на зарубежных предприятиях и как она должна измениться?

К 2015 году объем выручки, получаемой за счет активов за рубежом, по нашим прогнозам, составит 30%.

Планируете ли привлечение иностранных инвесторов для развития отечественных предприятий? Например, вывести на IPO «Атомэнергомаш» или его активы?

Это логичный итог развития любого конкурентоспособного бизнеса. Мы не исключаем проведения IPO в среднесрочной перспективе, если такой вариант будет одобрен акционерами.

Назад