Новости Аэм

Ветер перемен

Назад

Ветровая энергетика с ее «мельницами» на фоне голубого неба для России перестает быть картинкой с постеров. Но наша страна пока не входит в топ?10 государств с развитой системой ветропарков, а это значит – есть к чему стремиться.

Названная цифра – 4,5% всей электроэнергии от возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к 2020 году – вполне достижима. Так считает Игорь Брызгунов, президент Российской ассоциации ветроиндустрии и гендиректор «ВетроОГК», 100%-ной дочки росатомовского дивизиона «Атом­энергомаш», которая была создана в начале этого года. Причем большая часть – именно за счет энергии ветра. Об этом он говорил на прошедшей в начале июня IV Международной выставке «Атомэкспо-2012». Работа различных компаний на этом рынке началась давно. Если говорить объективно, то успехов в сфере ВИЭ немного, но сегодня за дело взялись финансово и технологически продвинутые представители «чистой энергетики» – российские атомщики. А это уже серьезно. «И сегодня мы уже готовы к реализации крупных проектов – например, проект ветропарков на 3000 МВт уже на рынке есть. А вообще, в перспективе эксперты признают за Россией позицию №?1 на мировом ветроэнергетическом рынке», – прогнозирует Брызгунов. Чтобы к обозначенному сроку претворить названные планы в жизнь, российским производителям энергии, по оценке Олега Попеля, председателя Научного совета РАН по нетрадиционным ВИЭ, из возобновляемых источников нужно будет получать 10–15 ГВт, где около 7 ГВт должно приходиться на энергию ветра.

На сегодняшний день, по данным Всемирной ассоциации ветроэнергетики (WWEA), в мире есть 5 стран-лидеров, которые вырабатывают 74% глобального объема экологически чистой энергии (всего около 250 ГВт в год). Ведомыми стали такие государства, как США, Германия, Испания и Индия, а ведущим – Китай. Только за первое полугодие прошлого года Китай добавил к своим мощностям 8 ГВт энергии, выработанной с помощью ветра. Неудивительно, ведь на долю страны приходится 43% мирового рынка ветровых турбин.

«Большинство глобальных авторитетных прогнозистов относят ветроэнергетику, также как и наш корневой бизнес – атомную энергетику, к наиболее растущим и перспективным секторам экологически чистой генерации, – отметил на «Атомэкспо» директор по развитию и реструктуризации ГК «Росатом» Иван Борисов. – Поэтому ветер мы рассматриваем более подробно, чем остальные возобновляемые источники. И через 10 лет мы хотим предлагать полноценное энергетическое решение, включающее ветроэнергетику, и таким образом трансформировать энергетическую систему». Суммарная мощность заявленных проектов – а они еще находятся на стадии проектно-изыскательных работ – в сфере ветроэнергетики в России превышает 10 ГВт. Сегодня же, по словам Олега Попеля, суммарная мощность всех действующих в нашей стране ветроустановок составляет всего лишь около 15 МВт, в то время как, например, в Китае – более 50 ГВт, а всего в мире – более 200 ГВт.

Если не догнать и перегнать, то хотя бы приблизиться к этой цифре нашей стране поможет активное развитие ветропарков в разных частях страны. «Конечно, запускать ветрогенераторы на территории Подмосковья не нужно: там просто нет необходимой скорости ветра», – сказал «Известиям» Брызгунов. – Под территории с ветропарками более всего подходят районы Северо-Запада, Дальнего Востока, Сибири, Алтая и Юга России». «Основной фактор – наличие хорошего ветропотенциала, то есть среднегодовой скорости около 7 м в секунду», – конкретизирует Игорь Брызгунов. Список условий продолжают такие факторы, как развитая транспортная инфраструктура и коммуникации. Глава «ВетроОГК» пока не озвучивает конкретные планы развития компании и регионы будущего строительства ветропарков, ссылаясь на нежелание информировать конкурентов о точных местах на карте страны.

Пока можно сказать о том, что в данный момент в России на той или иной стадии находится реализация 46 проектов строительства ветропарков. Крупных игроков на рынке чуть больше дюжины, среди которых – «ВетроОГК», «Вент-Рус», «Ветер №?5», «РусГидро», Falcon Capital a.s. и др. Цель «ВетроОГК» – к 2015 году занять 10% внешнего рынка ветроэнергетики и 20% – внутреннего. Причем всем компаниям придется постараться над развитием своих проектов с точки зрения машиностроения: действующих установок по современным технологиям в России нет, как заявил «Известиям» представитель «Атом­энергомаша» Григорий Левченко, имея в виду ВЭУ мультимегаваттного класса (от 2 до 6 МВт).

«Взгляды компаний устремлены в большей степени в сторону юга европейской части России, Поволжья, - отмечает Попель. – В этом регионе есть дефицит электричества, и особенно интересно строительство ветростанций в так называемых тупиковых зонах, где линии электропередач заканчиваются». В частности, крупный ветропарк суммарной мощностью около 100 МВт с привлечением иностранных инвесторов предполагается в ближайшем будущем создать вблизи г. Ейска (Краснодарский край). Сегодня же самой «крупной» ветроэлектростанцией в России считается Куликовская ВЭС в Калиниградской области с установленной мощностью 5 МВт, введенная в эксплуатацию в 2002 году.

Огромный ветроэнергетический потенциал в России сосредоточен на северном морском побережье и на Дальнем Востоке. С экономической точки зрения использование энергии ветра здесь могло бы быть крайне привлекательно, считает Попель. Однако большинство этих районов находится вне сетей централизованной энергетики. Поэтому вырабатываемую крупными ветростанциями электроэнергию здесь пока, как правило, девать некуда. В этих районах энергоснабжение потребителей осуществляется преимущественно с помощью дизельных энергоустановок на дорогом привозном топливе. Ветроустановки могли бы найти эффективное применение для совместной работы с дизель-генераторами, а в ряде случаев и с солнечными установками. Таким образом можно было бы обеспечить значительное сокращение потребления жидкого топлива. И решить проблему с ежегодным «северным завозом», и повысить надежность энергоснабжения потребителей, не говоря уже, как отмечает Попель, о сокращении загрязнения окружающей среды нефтепродуктами и топливными контейнерами.

Активное развитие ветро­энергетики в России тормозится и отсутствием законодательных мер, стимулирующих появление ветроэнергетических установок. Свое масло в огонь подливают экологи, называющие «мельницы», помимо прочего, убийцами птиц, значительным фактором изменения влажности в регионе ветроустановок и т. д. «При определении территории под ветропарк учитываются все факторы влияния на природу, и, если делается вывод об ущербе окружающей среде, ищется другое место», – заверил Игорь Брызгунов. Кроме того, современные исследования говорят о том, что плюсов куда больше, чем каких бы то ни было минусов. Так, по оценкам Global Wind Energy Council, к 2050 году мировая ветроэнергетика позволит сократить ежегодные выбросы СО2 на 1,5 млрд тонн. Достаточно серьезная прибавка даже на фоне сокращений, которые в мире происходят благодаря строительству новых АЭС.

Назад